Если рассмотреть роль синергетики в перестройке системы образования, то мы увидим, что она двояка:
- во-первых: речь может идти о синергетическом образовании, о распространении синергетических знаний, об изучении открываемых синергетикой законов самоорганизации и коэволюции сложных систем (фундаментальный аспект);
- во-вторых: можно говорить о синергетических способах организации самого процесса обучения и воспитания (прикладной аспект).
В первом случае синергетика выступает как содержание образования, а во втором — как его метод, так называемое синергетическое know how.
Поскольку фундаментальные аспекты синергетики достаточно сложны и требуют многих специальных знаний в области психологии и педагогики, остановимся на синергетической методологии в организации обучения и воспитания. Суть синергетических методов образования — самообразование. Одно из ключевых понятий синергетики – самоорганизация, что в аспекте образования и означает самообразование.
Ключевая идея синергетических методов: лучшее управление — это самоуправление. Переформулируя мудрость Востока, которая гласит, что хорош тот правитель, который управляет как можно меньше, можно сказать, что хорош тот учитель, который учит, вернее — поучает, как можно меньше. Ведь главное — не только передача знаний (всего передать невозможно!), а оказание квалифицированной педагогической помощи в овладении способами пополнения знаний и быстрой ориентации в сложно организованных базах данных и разветвленных системах знания, способами самообразования. В передаче этого know how может помочь учитель.
Блок принципов синергетики, которые были предложены в работах Буданова В.Г. и апробирован в образовании гуманитариев, включает: гомеостатичность, иерархичность, нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическую иерархичность, наблюдаемость.
Отсюда выделяются основные формы, используемые образованием, положившим в основу синергетическую методологию:
— нелинейный диалог,
— пробуждающее обучение,
— обучение, как адаптивная модификация,
— обучение, как фазовый переход.
Кратко охарактеризуем каждую из этих форм …
Полную версию работы можно получить у автора, связавшись с ним по электронной почте.