Информация для преподавателей

Предлагаю выдержки из своей работы по синергетическому образованию, представленной на подтверждение высшей квалификации педагога в 2014 г. 

Речь здесь будет идти о синергетике, которая явилась «педагогическим уникальным продуктом» от слияния многих креативных педагогических технологий и принципа «лазера» в физике, когда все средства хороши, если бьют в одну цель и достигают нужного эффекта-результата. СИНЕРГЕТИКА – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛАЗЕР. Синергетический подход является эффективным и при преподавании любого предмета и при подготовке учащихся к ЦТ, где все большую актуальность и «весомость» приобретают межпредметные вопросы и задания, направленные на выявление интеллектуального потенциала абитуриента.

Проектная и исследовательская деятельность – одни из эффективных форм процесса познания. Однако, в «чистом виде», ни проектная, ни исследовательская деятельность, не могут быть использованы в образовательном процессе, так как каждая изучаемая дисциплина имеет свою программу, сложность, формирует свои специфические знания, умения и навыки. Для эффективности процесса обучения стала необходима грамотная интеграция проектных и исследовательских технологий в образовательный процесс. Для такой интеграции очень подходит модель «экологизации» учебного процесса. Однако, в силу ряда обстоятельств, она, в свое время, не дала должного результата. Поэтому, мною были выбраны, как наиболее эффективные, формы реализации проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения, предлагаемые в синергетике.

Синергетика является трансдисциплинарным направлением научного исследования, ориентированным на изучение законов эволюции и самоорганизации сложных систем различной природы. Трансдисциплинарное образование сегодня лишь начинает свой путь, к его сфере можно отнести множество междисциплинарных предметов: антропологию, экологию, культурологию, концепцию современного естествознания, теорию государственного управления и т.д., но методологическое ядро в подходе к их преподаванию основано на синергетике, науке о жизни в сложном, быстро меняющемся мире.

Если рассмотреть роль синергетики в перестройке системы образования, то мы увидим, что она двояка:

  • во-первых: речь может идти о синергетическом образовании, о распространении синергетических знаний, об изучении открываемых синергетикой законов самоорганизации и коэволюции сложных систем (фундаментальный аспект);
  • во-вторых: можно говорить о синергетических способах организации самого процесса обучения и воспитания (прикладной аспект).

В первом случае синергетика выступает как содержание образования, а во втором — как его метод, так называемое синергетическое know how.

Поскольку фундаментальные аспекты синергетики достаточно сложны и требуют многих специальных знаний в области психологии и педагогики, остановимся на синергетической методологии в организации обучения и воспитания. Суть синергетических методов образования — самообразование. Одно из ключевых понятий синергетики – самоорганизация, что в аспекте образования и означает самообразование.

Ключевая идея синергетических методов: лучшее управление — это самоуправление. Переформулируя мудрость Востока, которая гласит, что хорош тот правитель, который управляет как можно меньше, можно сказать, что хорош тот учитель, который учит, вернее — поучает, как можно меньше. Ведь главное — не только передача знаний (всего передать невозможно!), а оказание квалифицированной педагогической помощи в овладении способами пополнения знаний и быстрой ориентации в сложно организованных базах данных и разветвленных системах знания, способами самообразования. В передаче этого know how может помочь учитель.

Блок принципов синергетики, которые были предложены в работах Буданова В.Г. и апробирован в образовании гуманитариев, включает: гомеостатичность, иерархичность, нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическую иерархичность, наблюдаемость.

Отсюда выделяются основные формы, используемые образованием, положившим в основу синергетическую методологию:

— нелинейный диалог,
— пробуждающее обучение,
— обучение, как адаптивная модификация,
— обучение, как фазовый переход.

Кратко охарактеризуем каждую из этих форм …

Полную версию работы можно получить у автора, связавшись с ним по электронной почте.